Модуляция... мОДУЛЯЦИЯ... МоДуЛяЦиЯ... модуЛЯЦИЯ
М-да. К сожалению техника гитарного аккомпанимента, даже очень высокая, имеет свои ограничения в выразительности. Хотя понятно, что в авторской песне это хоть и важно, но все-таки второстепенно... пока... Судя по тенденциям, современные авторы все чаще привлекают к записи альбомов и гастролям профессиональных музыкантов или даже ансамбли целиком. Ну да бог с ними, у них другие задачи. А что же можно сделать, не выходя, как говорится, из кухни?
____Один из самых "дубовых" приемов, чтобы внести некое разнообразие в музыкальное произведение - это Модуляция.
____Технически это просто смещение всего строя произведения на некоторое количество полутонов вверх или вниз. Чаще используется модуляция вверх, поскольку позволяет произвести некоторое нагнетание атмосферы, что иногда полезно для выражения драматургии произведения, даже если изначально автором таковое не предполагалось. Модуляции чаще всего бывают на полтона или на тон. При этом сохраняется некое родство с предыдущей частью и практически не меняются характеристики голоса поющего. К сожалению, даже при профессиональной вокальной подготовке очень трудно сохранить тембр (окраску, выразительность, интонирование... и т.п.) во всем голосовом диапазоне, а уж любителю... эх!...
____Модуляция на большее "расстояние" уже воспринимается несколько иначе (например "Кубок Голубой" у Мищуков - 4 модуляции по кругу с приходом в первую

). От куплета к куплету можно вообще совершать модуляции в течение всей песни, но это уже зависит от того выигрывает при этом она или становиться объектом тренировки голоса исполнителя

Иногда произведение заканчивается в модулированной тональности, иногда возвращается в прежнюю ("Когда я был щенком...") - все зависит от художественного замысла.
____ Гитара - очень благодарный инструмент для выполнения модуляции. В большинстве случаев даже не нужно задумываться об иной аппликатуре. Еще лучше дела обстоят у арфы, а вот с фортепиано такой номер не проходит. Существует, правда, патент на изобретение фортепианной клавиатуры, в которой черные и белые клавиши чередуются строго через одну. Тут уж можно как на арфе

, но вот что-то не спешат музыканты к'идаться на это новшество. Очень уж трудно найти на такой клавиатуре ноту До первой октавы... да и все остальные тоже

Стало быть модуляция не самое важное, ради чего можно поступиться традициями и все же...
____Модулируйте на здоровье! Не догоните, ой!... не станете звездой, так хоть пальцы разомнете

Из г... -> конфетку