
А знаете ли вы, что?...
Модератор: Lee
А знаете ли вы, что?...
Основной тип гитары, которым традиционно пользуются почти все барды, называется классический или испанский, хотя она и напоминает весьма отдаленно ту, о которой впервые упоминается в Испании 16-го века. По крайней мере по количеству струн она ближе к русской (семиструнной: появилась много позже), на которой працюют Розенбаум и Никитин. Не кидайтесь камнями - Розенбаум настраивает шестиструнку как семиструнную без пятой (что поделаешь, он любит Ovation, а последний не дружит с семиструнками), оттого у него и аппликатура такая специфическая. Оптимальное же количество струн утрясалось веками и все-равно не дает покоя изобретателям до сих пор. 

Из г... -> конфетку
По-моему легче услышать неточности в более широких интервалах (квинта, октава). Точно настроить терцию на мой взгляд (точнее слух) сложно.Anonymous писал(а):Какие способы настройки 6ти струнной гитары бывают (кроме терцового) и зачем/кому они нужны?
1. С помощью электронного камертона можно настроить каждую струну независимо.
2. Можно настраивать в октаву
3. Можно настраивать по натуральным флажолетам
4. В унисон (традиционный)
Я пользуюсь 2. и 3. в основном для окончательной проверки строя после традиционной настройки или при длительной активной игре для подстройки "спустивших" струн. При настройке в унисон ошибка от первой к шестой струне может существенно набежать, если ее делать всегда в одну сторону, поэтому потом лучше проверить октавами и подстроить.
Мне эти способы нужны, поскольку слух не абсолютный. Зачем нужны другим не знаю.

Из г... -> конфетку
Если взглянуть на то, что продается вокруг, то можно свести все акустические шестиструнные гитары в два подтипа: классические и американские. В классической все классически: плоская поверхность грифа под струнами, сам гриф достаточно широкий, мензура (длина струн) покороче. У американской гриф под струнами слегка выпуклый. Это сделано для того, чтобы при более узком грифе пальцы друг другу не мешали (пальцы у всех тоже разные, конечно...но тем не менее) и можно было использовать несколько иную технику игры, чем классическая. Мензура - подлиннее, но и струны потоньше, поэтому нажимать даже и полегче будет. Разнообразие форм гитарных корпусов в общем мало на что влияет. Вот объем - да. Чем больше объем, тем громче и сочнее звучат наиболее толстые струны (проблема всех дешевых гитар). Хотя если гитара с небольшим кузовом сделана хорошо и из качественного дерева, то это сразу слышно, а еще раньше видно. По цене. Струны у американских гитар всегда металлические.
Из г... -> конфетку
____Бас-гитара - вначале была изобретена как некий заменитель традиционного контрабаса, поскольку последний слишком громоздок в обращении и относительно дорог. Но по мере ее распространения выяснилось, что это совершенно самостоятельный (точнее самоценный) инструмент, звук которого и техника игры на нем существенно отличаются от контрабасовой и это некоторым образом даже повлияло на развитие стилей всей популярной музыки. Например, если извлекать звук пальцами, у контрабаса он затухает очень быстро (почти как у барабана), а у бас-гитары вы можете взять очень длинную ноту. То же самое достигается в контрабасе при применении смычка. Но на эстраде этот классический вид звукоизвлечения - экзотика. Очень неудобно сочетать смычок и пальцы, если длинные и короткие ноты сочетаются слишком витиевато.
____Один пример. До появления бас-гитары попмузыканты пользовались исключительно контрабасом, барабанный характер звучания которого определял стиль самой музыки (свинг, твист, кантри, рэгтайм,...) очень жесткий ритмически. А теперь представьте, что Пинк-Флойд заменил бы свой раскатистый бас, на контрабас, где-нибудь в "Стене" - будет просто смешно. И даже Битлз, особенно поздние, трудно представимы без баса сэра МакКартни. Я не буду слишком наглым, заявив, что без бас-гитары рок-н-ролл не пошел бы развиваться дальше Элвиса Пресли.
____О возможностях бас-гитары можно судить, например, по работам Пасториуса, у которого она практически солирующий инструмент. А, скажем, появившийся относительно недавно, стиль игры "фанк" (специфическое сочетание удара большого пальца со щипком среднего) на контрабасе даже теоретически невозможен
Некоторые мастера умудряются даже играть аккордами!
____Теперь немного об инженерии. Традиционная бас гитара имеет 4 струны, которые настраиваются так же, как 4 наиболее толстых струны в шестиструнной (соль-ре-ля-ми), но на октаву ниже. Мензура у бас гитары длинее, чтобы сохранить достаточное натяжение струн при такой "низкой" настройке. При этом общая сила натяжения превышает 100 кг
Для сравнения 6 струн обычной электрогитары пытаются "сломать" гриф только 60 килограммами.
____Бас гитары в основном электрические. Идея та же, что и в классической гитаре: хотите долгий звук от толстой струны - увеличивайте объем корпуса
В электробасе легче совместить объем, длительность звучания и прочность корпуса, поскольку акустический кузов-резонатор не нужен - звук усиливается электроникой. Хотя приобрести акустический бас сейчас нетрудно, все-таки технология не стоит на месте. Распространяются и пятиструнные басы (добавляется еще более тонкая струна "си" снизу). Виртуозам стало не хватать знаете ли
____Возвращаясь к музыке замечу, что произошел и обратный процесс. Изначально бас-гитары были только ладовые. То есть на грифе присутствовали металлические лады, как и на обычной гитаре, определяющие высоту конкретных нот. Но прелесть контрабаса, как и виолончели, и скрипки (и даже не совсем уместного тут тромбона) была в том, что можно было делать "непрерывное глиссандо", т.е. плавно переходить от ноты к ноте, а не "скачками", как получается обычно глиссандо на ладовых щипковых, фортепиано и т.д. И появились безладовые басы с гладким грифом. Конечно играть на нем так же сложно как и на скрипке, поскольку руки должны помнить положение пальцев "без подсказки", чтобы брать правильные ноты - эдакий шаг назад к контрабасу. Но, как ни странно, длительность звука без ладов не сократилась фатально, а осталась вполне приемлемой для задач практически любого стиля аккомпанимента. Зато звук стал мягче, поскольку струна зажата не между двумя металлическими брусочками (лад и нижний порожек), а с одной стороны задемпфирована мягкой субстанцией (дерево и палец).
____Один пример. До появления бас-гитары попмузыканты пользовались исключительно контрабасом, барабанный характер звучания которого определял стиль самой музыки (свинг, твист, кантри, рэгтайм,...) очень жесткий ритмически. А теперь представьте, что Пинк-Флойд заменил бы свой раскатистый бас, на контрабас, где-нибудь в "Стене" - будет просто смешно. И даже Битлз, особенно поздние, трудно представимы без баса сэра МакКартни. Я не буду слишком наглым, заявив, что без бас-гитары рок-н-ролл не пошел бы развиваться дальше Элвиса Пресли.
____О возможностях бас-гитары можно судить, например, по работам Пасториуса, у которого она практически солирующий инструмент. А, скажем, появившийся относительно недавно, стиль игры "фанк" (специфическое сочетание удара большого пальца со щипком среднего) на контрабасе даже теоретически невозможен

____Теперь немного об инженерии. Традиционная бас гитара имеет 4 струны, которые настраиваются так же, как 4 наиболее толстых струны в шестиструнной (соль-ре-ля-ми), но на октаву ниже. Мензура у бас гитары длинее, чтобы сохранить достаточное натяжение струн при такой "низкой" настройке. При этом общая сила натяжения превышает 100 кг

____Бас гитары в основном электрические. Идея та же, что и в классической гитаре: хотите долгий звук от толстой струны - увеличивайте объем корпуса


____Возвращаясь к музыке замечу, что произошел и обратный процесс. Изначально бас-гитары были только ладовые. То есть на грифе присутствовали металлические лады, как и на обычной гитаре, определяющие высоту конкретных нот. Но прелесть контрабаса, как и виолончели, и скрипки (и даже не совсем уместного тут тромбона) была в том, что можно было делать "непрерывное глиссандо", т.е. плавно переходить от ноты к ноте, а не "скачками", как получается обычно глиссандо на ладовых щипковых, фортепиано и т.д. И появились безладовые басы с гладким грифом. Конечно играть на нем так же сложно как и на скрипке, поскольку руки должны помнить положение пальцев "без подсказки", чтобы брать правильные ноты - эдакий шаг назад к контрабасу. Но, как ни странно, длительность звука без ладов не сократилась фатально, а осталась вполне приемлемой для задач практически любого стиля аккомпанимента. Зато звук стал мягче, поскольку струна зажата не между двумя металлическими брусочками (лад и нижний порожек), а с одной стороны задемпфирована мягкой субстанцией (дерево и палец).
Из г... -> конфетку
____Гавайская гитара - шестиструнный инструмент с несколько иным строем, что не является принципиальным. И даже то, что на ней играют, положив последнюю на колени или установив на подставку горизонтально (струнами вверх), - тоже не очень важно. Принципиально то, что лады не ней только обозначены и струна не должна касаться грифа вообще. Роль физического лада играет металлическая пластинка в левой руке музыканта. Ее можно расположить перпендикулярно струнам над ладом и взять аккорд по всем струнам, а можно наискосок и тогда расширяются возможности по сочетанию пар (реже трезвучий) нот. Щипают обычно коготками (этим звукоизвлечение похоже на банджо). Резонатор может быть акустическим, но есть и электро-гитары.Что такое гавайская гитара?
____В основном гавайская гитара солирующий инструмент, поскольку аккорды на ней брать в общем неудобно и напевное звучание больше подходит все-таки для ведения мелодии.
____Некоего подобия такого звука можно добиться из обычной гитары, если положить ее на колени и взять в левую руку жесткий и относительно тяжелый предмет, например столовый нож (не очень удобно, иногда оспользуют специально обрезанное стеклянное бутылочное горлышко, в основном блюзмены). Приложить его массивную ручку менее широкой частью к первой струне (не продавливая ее до лада


Последний раз редактировалось Lee Ср апр 14, 2004 10:21 am, всего редактировалось 1 раз.
Из г... -> конфетку
Уф, не считалСколько типов гитар бывает?

Но кроме обсуждавшихся есть
____Русская семиструнная. Ширина грифа, как у классической. Стало быть расположение струн более плотное (как на американской или электро-). Как ни странно, но есть семиструнные электрогитары

____Двенадцатиструнная. Как шестиструнная, но первые три струны продублированы, а три последние имеют "напарника" настроенного на октаву выше. Особенный звук получается от фазовой модуляции попарных струн и иногда от их соударения в начальный момент удара. Щипать такого зверя не очень комфортно. Но настраивать ее еще страшнее - фазовая модуляция может усугубить плохую настройку до "грязи".
____Двугрифовые гитары. Например, дополнительный гриф с басовыми струнами. Есть электрогитары с шестиструнным и двенадцатиструнным грифами "на борту".
____Гитара для фламенко отличается от классической очень маленьким зазором между струнами и грифом, что тоже дает некое повышение обертонов в спектре от соударения с соседним ладом. Но вряд ли это можно считать иным типом.
____Остальное - бантики. Кузова делают и с пластиком и с металлом. Резонансное отверстие "гуляет" по верхней деке куда хочет и даже делится на несколько. Формы самые разнообразные. Оформление еще более замысловато.
____Да, забыл самое главное. Есть гитары собранные одним мастером, а есть "конвейерные". Пожалуй, так тоже можно классифицировать

Из г... -> конфетку
Ладно, Фил, не оправдывайтесь, я же пошутил
Немного истории. Появлению электрогитары предшествовал парад нескольких "планет" или звезд, если угодно, где-то в районе 30-х годов прошлого века
, хотя первый патент на эту идею датирован 1890-м:
1. Успехи в радионауке и электронной инженерии привели к появлению и быстрому распространению недорогих радиоламп и динамических головок (громкоговорителей) и, соответственно, радиоприемников, которые уже не шептали в наушники, а могли довольно громко и почти без особых искажений воспроизводить пока еще не очень широкий диапазон, слышимых человеческим ухом, звуков. Для гитары же вполне достаточна была только часть (причем, наименее мудреная) такого приемника - усилитель низкой частоты.
2. Достижения металлургии позволили делать дешевые и прочные струны (до того использовались только жилы животных, а химия пластиков была вообще еще только в зародыше).
3. Гитара стала широко популярна в Америке, поскольку универсальна (и солирующий инструмент и аккомпанирующий), дешева и мобильна, а народу, не обремененному строительством коммунизма, видимо, не терпелось излить свою бардовскую душу
. В Биг-Бэндах же пока еще во всю эксплуатировались банджо и мандолины.
____Остался только один шаг - датчик. Динамические микрофоны уже были известны, проблемы экранировки слабого сигнала от внешних наводок худо-бедно решались и исследования в области поведения металлов в магнитном поле привели к созданию еще очень неудобного, но уже работающего звукоснимателя. Неудобен он был тем, что располагался в виде довольно громоздкой прямоугольной конструкции и струны проходили не над ним, а сквозь него. Мощных магнитов пока тоже не было.
____Это уже потом количество датчиков на гитаре выросло (под струнами, уже никак не мешая музыканту), поскольку, как выяснилось, от местоположения его вдоль струн от нижнего порожка до основания грифа зависит тембр (или количество обертонов(гармоник) ) звукового сигнала. И вот электрогитара стала совершенно самостоятельным инструментом. Хотите - играет звонкое соло, а хотите - мягко или даже глуховато аккомпанирует, только щелкни тумблером, как будто бы два разных инструмента. А можно еще и смешать в разных пропорциях сигналы со всех датчиков
____С тех пор многое изменилось, появились датчики, основанные на других физических принципах, из которых самый популярный, пожалуй, - пьезоэлектрический, который "снимает" не колебание струны в магнитном поле, а обычные механические колебания верхней деки инструмента. Соответствено, уже неважно какие струны стоят на гитаре. Дошло до того, что есть модели совершенно классических гитар (струны разумеется не из жил, а пластиковые
), у которых есть разъем для подключения их к электронике.
____Кстати, эта электроника - совершенно отдельная "песня", в которой теперь есть куплет и о персональном компьютере.
____
Итак, классификация электрогитар:
To be continued

Немного истории. Появлению электрогитары предшествовал парад нескольких "планет" или звезд, если угодно, где-то в районе 30-х годов прошлого века

1. Успехи в радионауке и электронной инженерии привели к появлению и быстрому распространению недорогих радиоламп и динамических головок (громкоговорителей) и, соответственно, радиоприемников, которые уже не шептали в наушники, а могли довольно громко и почти без особых искажений воспроизводить пока еще не очень широкий диапазон, слышимых человеческим ухом, звуков. Для гитары же вполне достаточна была только часть (причем, наименее мудреная) такого приемника - усилитель низкой частоты.
2. Достижения металлургии позволили делать дешевые и прочные струны (до того использовались только жилы животных, а химия пластиков была вообще еще только в зародыше).
3. Гитара стала широко популярна в Америке, поскольку универсальна (и солирующий инструмент и аккомпанирующий), дешева и мобильна, а народу, не обремененному строительством коммунизма, видимо, не терпелось излить свою бардовскую душу

____Остался только один шаг - датчик. Динамические микрофоны уже были известны, проблемы экранировки слабого сигнала от внешних наводок худо-бедно решались и исследования в области поведения металлов в магнитном поле привели к созданию еще очень неудобного, но уже работающего звукоснимателя. Неудобен он был тем, что располагался в виде довольно громоздкой прямоугольной конструкции и струны проходили не над ним, а сквозь него. Мощных магнитов пока тоже не было.
____Это уже потом количество датчиков на гитаре выросло (под струнами, уже никак не мешая музыканту), поскольку, как выяснилось, от местоположения его вдоль струн от нижнего порожка до основания грифа зависит тембр (или количество обертонов(гармоник) ) звукового сигнала. И вот электрогитара стала совершенно самостоятельным инструментом. Хотите - играет звонкое соло, а хотите - мягко или даже глуховато аккомпанирует, только щелкни тумблером, как будто бы два разных инструмента. А можно еще и смешать в разных пропорциях сигналы со всех датчиков

____С тех пор многое изменилось, появились датчики, основанные на других физических принципах, из которых самый популярный, пожалуй, - пьезоэлектрический, который "снимает" не колебание струны в магнитном поле, а обычные механические колебания верхней деки инструмента. Соответствено, уже неважно какие струны стоят на гитаре. Дошло до того, что есть модели совершенно классических гитар (струны разумеется не из жил, а пластиковые

____Кстати, эта электроника - совершенно отдельная "песня", в которой теперь есть куплет и о персональном компьютере.
____
Итак, классификация электрогитар:
To be continued
Из г... -> конфетку